ПиК Планирование и контроль концепция контроллинга

       

Региональные стратегии


Дитгер Хан 'ПиК: Планирование и контроль: концепция контроллинга'

VII. Планирование и контроль в системе управления концерном Сименс

6. Инструменты стратегического планирования

6.3. Региональные стратегии

Так как ни одно из полей бизнеса концерна Сименс не ограничивается только Германией, то регионально-стратегический фактор - один из основных при планировании полей бизнеса и бизнес-планировании. Поэтому большие и интенсивно "обрабатываемые" региональные рынки, такие, как Германия и США, часто разделяются на региональные сегменты в отдельных областях региона. Под "регионом", за редким исключением (например, Бельгия/Люксембург), понимают всегда территорию одной страны. Мультирегиональные стратегии для многих стран (например, Латинской Америки) были действенны до настоящего момента только в исключительных случаях. Эта точка зрения изменится, вероятно, когда общий европейский рынок начнет работать в полном масштабе.

Региональные стратегии разрабатывают всегда на двух уровнях (рис. 29).

Рис. 29. Два уровня разработки региональной стратегии

На первом уровне даются ответы на вопросы:

  • в каких странах руководство концерна хочет оперировать?
  • какие сегменты и поля бизнеса должны обслуживать рынок в выбранных странах?
  • Вопрос об операциях в тех или иных странах находится во взаимосвязи с определением стратегий сегментов бизнеса и решается совместно центральным правлением и руководством отделения.

    Второй уровень разработки региональной стратегии, на котором решается вопрос, с какими продуктовыми группами необходимо оперировать на рынке данной страны, носит другой характер, ; Он определяется содействием региональных ответственных за бизнес на местах, в частности руководителей зарубежных обществ. Здесь стратегии сегментов и полей бизнеса должны быть приведены в соответствие с общей стратегией для данной страны или зарубежного общества, предметом которой в любом случае является оптимизация рыночных позиций и результатов деятельности в стране, т.е.
    поддержание странового равновесия.

    При этом бизнес- отделение не может самостоятельно решать, с какими полями бизнеса и как ему действовать за рубежом, а зарубежное общество - в каких сегментах бизнеса в стране оно хочет оперировать. Необходимо постоянное и тесное согласование стратегий отделения и зарубежного общества, что делается в различных формах и с разной степенью глубины в течение всего хозяйственного года. '

    Результат процесса формулирования стратегии отражается в страновых концепциях, не формализованных и нерегулярно принимаемых в ходе обсуждений экономической политики. Цель разработки страновых концепций: в одной стране нужно работать только с теми полями бизнеса, которые занимают лидирующие конкурентные позиции или смогут приобрести их в обозримом будущем.

    Затраты на разработку такой региональной стратегии велики, ибо конкурентные позиции поля бизнеса в стране не могут быть определены простым сравнением показателей оборота и емкости рынка страны. Для концерна Сименс и его важнейших конкурентов скорее необходимо стимулировать обороты на зарубежных рынках при помощи скидок и премий, создавать для этого специальные структуры. Это одна из причин того, почему зарубежные общества отстраняются от составления текущих стратегических планов и связанных с этим обсуждений целей, а страновые концепции рассматривают и принимают только от случая к случаю.




    Содержание раздела