Руководство командой разработчиков программного обеспечения


Роли и стратегии лидера


Лидер — это, прежде всего состоявшаяся личность. Слабый, зависимый, не самостоятельный человек, который не управляет собой, не стал лидером для самого себя, не может быть лидером для команды. Просто самостоятельные и независимые люди, не достаточно зрелы для того, чтобы думать и действовать взаимозависимо. Поэтому они могут хорошо работать индивидуально, но не могут быть эффективными лидерами или командными игроками. Суть лидерства — взаимодействие и синергия. Думать и действовать в духе «выиграл/выиграл» — это настоящее искусство, позволяющее лидерам открывать новые возможности, то, что до них не существовало. Эффективное лидерство это не столько работа с людьми, сколько работа ради людей.

Не бывает лидеров без приверженцев и единомышленников. Для того чтобы стать лидером, необходимы:

  • признание командой профессиональной компетентности и превосходства лидера;
  • полное доверие команды к действиям и решениям лидера, признание его человеческих качеств, убежденность в его честности, порядочности, вера в его искренность и добросовестность.

На разных этапах формирования команды руководитель обязан применять разную управленческую стратегию. Выбор стратегии руководства зависит от степени признания лидерства и квалификации исполнителей (Таблица 14).

Таблица 14. Стратегии руководства и их применение

Стратегия

Действия

Рекомендации по применению

«Инструкции» Директивное управление, жесткое назначение работ, строгий контроль сроков и результатов. Руководитель еще не признан командой как профессионал, не имеет кредита доверия.
«Объяснения» Сочетание директивного и коллективного управления. Объяснение своих решений. Доверие есть, а уверенности в правильности и профессионализме решений нет — надо объяснять.
«Участие» Приоритетное коллективное управление, обмен идеями, поддержка инициативы подчиненных. Руководитель признан как профессионал. Но не имеет доверия со стороны команды. Чтобы его завоевать, необходимо активно привлекать участников коллектива к выработке и принятию решений.
«Делегирование» Пассивное управление сформировавшегося руководителя. Делегирование полномочий и наблюдение за работой команды. «Высший пилотаж». Коллективное лидерство. Команда становится самоуправляемой. Руководитель отслеживает макропроцессы. Доверие и признание должно быть взаимным. Следует помнить, что руководитель делегирует свои полномочия, но не свою ответственность за результаты проекта.
<


Начало  Назад  Вперед