Руководство командой разработчиков программного обеспечения


Коммуникации - часть 3


/p>

Для построения эффективной коммуникации необходимо обязательно учитывать индивидуальные особенности людей. Для каждого типа личности существует свой наиболее эффективный способ общения. Если говорящий не принимает во внимание индивидуальные особенности слушающего, коммуникации, как правило, заходят в тупик. При этом будет отсутствовать (полностью или частично) передача информации. Например, если сообщение по форме не соответствует личности участника коммуникации, то получатель может почувствовать, что к нему отнеслись с пренебрежением, и не воспринять переданную информацию. «Вы так громко говорите, что я вас не слышу!» Или, говорящий при передаче информации подразумевает нечто, что неизвестно получателю. Следует отметить особенности в стиле общения, которые проявляются в зависимости от характеристики типа личности (Таблица 10).

Таблица 10. Зависимость особенностей в стиле общения от характеристик типа личности

E — Extroverted (экстраверт)

I — Introverted (интроверт)

S — Sensing (конкретное восприятие)

N — iNtuitive (интуиция)

T — Thinking (логика)

F — Feeling (этика)

J — Judging (рациональность)

P — Perceiving (иррациональность)

Предпочитают быть в курсе всех дел и участвовать в процессе коммуникации.

Склонны приходить к собственным умозаключениям, обсуждая свои идеи с другими.

Обычно много и быстро говорят, полагаются на высказывания других, а иногда, будучи возбужденными, могут и прервать других.

Обдумывают свои идеи вслух.

Интровертам такой стиль может показаться напористым и чересчур прямолинейным.

Отдают предпочтение письменной форме общения.

Им необходимо сначала обдумать свои взгляды и суждения и только потом представить их на суд общественности.

В процессе коммуникации могут ограничиваться всего лишь несколькими намеками (далеко не всегда очевидными для постороннего наблюдателя), не выражая при этом своих мыслей.

Экстраверты могут интерпретировать такой стиль как незаинтересованность или невовлеченность интроверта в процесс коммуникации. У них даже может сложиться впечатление, что интроверт относится к чему-либо неодобрительно, с осуждением.

Обычно делает акцент на том, что было и есть сейчас реально и актуально: кто? что? где? когда?

Предпочитают примеры из жизни и ждут того же от других.

В процессе коммуникации задают много конкретных вопросов, чтобы выяснить детали, и затем предоставляют исчерпывающую информацию или примеры.

Интуитивный тип считает такие вопросы и реакции придирчивыми, замедляющими процесс, пессимистичными, препятствующими изменениям, а также скучными и прозаичными.

Предпочитают, чтобы результатом общения были какие-то новые связи и более глубокие цели.

В процессе коммуникации их внезапно осеняет, они перескакивают с одной темы на другую и предлагают различные точки зрения.

Сенсорному типу вопросы и реакции, требующие проявления интуиции кажутся несущественными и не относящимися к делу, затягивающими процесс, а также нереалистичными и бесполезными.

Важны логика и ясность в процессе коммуникации, а также те сообщения, на которых необходимо делать акцент в работе.

Сразу же выключится из беседы и перестанет принимать участие, как только поймет, что слишком много времени тратится на несущественные (с его точки зрения) моменты, например, выражение личных эмоций или невнятные высказывания.

Его суждения могут быть интерпретированы этическим типом как критические, негативные и холодные. Представителей мыслительного типа могут считать людьми, которым нет дела до других.

Предпочитают, чтобы высказываемые сообщения не шли вразрез с интересами и системой ценностей как их собственных, так и других людей.

Сразу же перестанет принимать участие в беседе, если в процессе коммуникации чувствуется некоторая разобщенность, начинаются какие-то межличностные трения, выступающий не вызывает симпатии или же личностный фактор не принимается в расчет.

Логический тип может считать его легкомысленным, не в меру мягким и даже пристрастным.

Предпочитают, чтобы любые коммуникации были исчерпывающими и ориентированными на конечную цель.

Отдают предпочтение четкой структуре — коммуникативный процесс должен иметь начало, содержательную часть и заключение.

Иррациональный тип чувствует в процессе такого взаимодействия давление, напряжение и контроль.

Предпочитают сначала настроиться на общение, а затем поддерживать его.

Изменяют курс в интересующих их направлениях, предлагают дополнительную информацию, оставляют вопрос открытым.

Информативная часть и проводимые исследования для них гораздо важнее, чем заключение.

Рациональный тип может считать их неорганизованными, неспособными принимать решения.

В качестве иллюстрации тупиковой коммуникации, в которой не учитываются особенности типов личности собеседников можно привести пример общения экстраверта (И.Иванов) и интроверта (В.Пупкин).




Начало  Назад  Вперед