Руководство командой разработчиков программного обеспечения

       

Гуманистическая теория мотивации


Управлять людьми — значит побуждать их к правильным действиям. А побуждать их можно, только управляя мотивами. Согласно теории мотивации для того, чтобы человек совершил какое либо действие он должен испытывать некую потребность и предполагать, что, выполнив это действие, он в той или иной степени эту потребность удовлетворит. Поэтому управление мотивами осуществляется, как правило, в двух направлениях: 1) формирование правильных потребностей; 2) формирование правильной оценки степени их удовлетворения.

Команда успешного проекта это команда победителей. Успешный проект должен сделать победителем всех его участников . Рассматривайте работу команды над проектом как кооперативную игру с ненулевой суммой, в которой каждый участник, стремится к достижению своих личных целей, продвигая проект к успеху.

Существуют десятки различных теорий мотивации. Наилучшим образом накопленный опыт организации креативных людей «лег» на постулаты экзистенциальной и гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, и др.). На мой взгляд, эффективный программист — это самоактуализирующаяся личность, для которой необходима метамотивация . Об этом же пишет Э. Йордан : «Деньги, выгода, комфорт и тому подобное являются факторами «гигиены» — их отсутствие вызывает неудовлетворенность, однако они не могут заставить людей полюбить свою работу и дать им необходимые внутренние стимулы. Что действительно может дать такие стимулы, так это ощущение значительности достигнутых результатов, гордость за хорошо выполненную работу, более высокая ответственность, продвижение по службе и профессиональный рост — все то, что обогащает работу». О том же 35 лет назад писал Вейнберг : «Творчески работающему программисту присуща глубокая внутренняя мотивация».

Работа А. Маслоу «Мотивация и личность» была впервые опубликована в 1954 году и долгое время не переводилась на русский язык. Именно в ней была сформулирована иерархическая теория потребностей, выстраивающая пирамиду с основанием из базовых нужд и с потребностью в самоактуализации на вершине (Таблица 15).


Таблица 15. Пирамида потребностей А. Маслоу Потребность в самоактуализации, заключающаяся в самореализации и росте как личности.

Потребности в уважении, включающие внутренние (самоуважение, личные достижения) и внешние (статус, признание) факторы уважения.

Социальные потребности, заключающиеся в привязанности, принадлежности к какой-либо общности, одобрении со стороны других, дружбе.

Потребности в безопасности, включающие потребности в защите от физических и психологических опасностей и уверенность в выполнении в будущем физиологических потребностей.

Физиологические потребности, являющиеся необходимыми для выживания (еда, жилище, секс).

С точки зрения А. Маслоу, каждый человек обладает врожденным стремлением к самоактуализации, причем это стремление к максимальному раскрытию своих способностей и задатков выступает наивысшей человеческой потребностью. Правда, для того чтобы эта потребность проявилась, человек должен сначала удовлетворить всю иерархию нижележащих потребностей. Высшая природа человека опирается на его низшую природу, нуждаясь в ней как в основании, и рушится без этого основания. Таким образом, большая часть человечества не может проявить свою высшую природу без удовлетворения базовой низшей природы.

Какие именно потребности надо удовлетворять, чтобы мотивировать участника команды, зависит от характеристик конкретного человека:


  • Особенностей личности.
  • Профессионального опыта.
  • Внешних обстоятельств, жизненной ситуации (семейные проблемы, экономический кризис, сокращения в компании).
  • «Багажа» — нечто, что мешает активному позитивному отношению члена команды к поставленной задаче. Например, у человека личные проблемы, или он рассчитывал стать менеджером вместо вас.


Необходимо помнить, что мотивы могут изменяться в течение проекта. Еще одно важное замечание. Следует избегать упрощенных подходов и распространенных ошибок мотивации, к которым следует отнести следующие.


  • «То, что является мотивацией для меня, будет являться мотивацией и для других!» Необходимо помнить, что все люди разные и находятся в разных жизненных условиях.
  • «Мотивацию для человека, прежде всего, составляют деньги». Это утверждение верно в случае, когда денег нет.


    Если материальные потребность удовлетворены процентов на семьдесят, то дальнейшее повышение доходов не заставит сотрудника работать более эффективно. Проверено многократно. Более того, слишком высокие, относительно рыночных, зарплаты в компании могут породить эффект «сверхлояльности», когда сотрудник из боязни потерять свое рабочее место будет соглашаться со всем «бредом», который порой поступает от начальства.
  • «Самый лучший лидер проекта это «умелый вдохновитель». Трудовой энтузиазм, основанный на «идеологической обработке», быстро угасает и перестает мотивировать. Приверженность мисси компании — это не для российского менталитета. Лидер просто обязан быть наставником, который помогает участникам команды выявлять свои личные цели и способствует их достижению.
  • «Эти люди — профессионалы. Им не нужна никакая мотивация». Попробуйте уговорить суперпрограммиста перейти на техническое сопровождение системы, даже если вы пообещаете ему в два раза большую зарплату.
  • «Я ко всем отношусь одинаково. Это станет основной мотивацией для людей». Еще раз напомню, все люди различаются по типу личности, возрасту, опыту, квалификации и много еще чем.
  • «Если правильно мотивировать, все в людях можно изменить». Это заблуждение. Взрослые люди меняются очень медленно. Порой на это требуется годы, порой — десятилетия. У вас в распоряжении просто нет этого времени.


В своих поздних работах, в частности, , опубликованной посмертно в 1971 году, А. Маслоу , пошел дальше и существенно пересмотрел свою концепцию мотивации и личности, фактически отказавшись от многоступенчатой пирамиды потребностей, которую продолжают усердно цитировать многочисленные источники. Все человеческие потребности он подразделил на низшие, «дефицитарные», продиктованные недостачей чего-либо и потому насыщаемые, и высшие, «бытийные», ориентированные на развитие и рост, а, следовательно, — ненасыщаемые. Более того, он пришел к выводу, что только самоактуализирующиеся люди могут считать себя полностью психически здоровыми.

Кстати, говоря о термине «самоактуализация», нужно отметить, что он использовался еще К. Юнгом, хотя это редко отмечается психологами-гуманистами . По Юнгу, самоактуализация означала конечную цель развития личности, достижение ею единства на базе наиболее полной дифференциации и интеграции различных ее сторон. Весьма близки по своему содержанию к идее самоактуализации также концепции «стремления к превосходству» и «творческого Я» в «индивидуальной психологии» А. Адлера.


Содержание раздела